В отношении возможности экстрадиции лица, находящегося в международном розыске
К адвокату Гашинскому Антону Владимировичу обращаются клиенты, которых интересуют такие вопросы как:
1. Какие страны выдают Республике Беларусь лиц, находящихся в международном розыске?
2. Какими нормативно-правовыми актами регламентируется выдача лиц, находящихся в международном розыске?
На все эти вопросы попытаемся дать ответ в настоящей статье.
УПК Республики Беларусь допускает возможность объявления розыска только обвиняемого, то есть для объявления розыска необходимо прежде всего предъявить лицу обвинение. На практике обвинение предъявляется даже если доказательств по делу явно недостаточно.
При объявлении розыска необходимо также применить в отношении обвиняемого меру пресечения – при этом практически всегда применяется мера пресечения в виде заключения под стражу, поскольку в противном случае при задержании обвиняемого на территории иностранного государства обеспечение его постоянного нахождения в определенном месте в целях решения вопроса об экстрадиции фактически невозможно.
На первоначальном этапе объявляется республиканский и межгосударственный розыск обвиняемого. Республиканский розыск осуществляется на территории Республики Беларусь, межгосударственный – на территории стран СНГ.
В международный розыск обвиняемый может быть объявлен только по решению Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Как правило, если в уголовном деле имеются какие-либо сведения о том, что лицо скрылось на территории иностранного государства дальнего зарубежья (то есть за пределами стран СНГ) или если в деле вообще отсутствуют какие-либо данные о возможном местонахождении обвиняемого, объявляется международный розыск по линии Интерпола, в связи с чем розыском будет заниматься Интерпол, что влечет за собой проведение серьезного комплекса розыскных мероприятий. При этом вопрос об объявлении в международный розыск решается индивидуально по каждому делу, то есть в этом плане всё зависит от Генеральной прокуратуры.
Следует отметить, что имеет место специфика розыска лица Интерполом в зависимости от тяжести преступления (тяжкое, особо тяжкое и т.п.) и его направленности (экономическое, против личности, против государства и т.п. Наиболее серьезные мероприятия по розыску будут проводиться в целях установления местонахождения лиц, обвиняемых в терроризме либо его финансировании, торговле людьми, легализации (отмывании) полученных преступным путем денег, убийствах при отягчающих обстоятельствах и т.п.
Тем самым при производстве международного розыска существует множество особенностей.
В случае объявления обвиняемого в международный розыск и его задержания на территории какого-либо государства вопрос об экстрадиции будет рассматриваться в любом случае. В экстрадиции может быть отказано, но вопрос о ней будет рассматриваться, и в целом в период его рассмотрения обвиняемый может содержаться под стражей (но может и не содержаться – указанный вопрос решается иностранным государством). При этом вместо задержания и заключения под стражу лицу может быть официально отказано во въезде на территорию данного государства на пункте пограничного контроля.
Решение вопроса об экстрадиции лица, розыск которого объявлен белорусскими правоохранительными органами, осуществляется:
1. На основании международного договора, ратифицированного Республики Беларусь.
2. На основе принципа взаимности.
Главный принцип такой: если есть международный договор, ратифицированный Республикой Беларусь, то действует именно он.
Основными международными договорами, которые применяются в Беларуси при решении вопроса об экстрадиции, на практике являются:
1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (так называемая «Минская Конвенция»).
На сегодняшний день участниками вышеуказанной Конвенции являются: Российская Федерация, Республика Молдова, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина и Грузия (для этих стран конвенция вступила в силу).
Республика Беларусь участником Конвенции уже не является, но применяет ее во взаимоотношениях с вышеперечисленными государствами.
Соответственно в рамках взаимоотношений с вышеперечисленными государствами вопросы об экстрадиции решаются именно на основании Конвенции от 22.01.1993.
В статье 57 Конвенции предусмотрены случаи, когда выдача лица не производится:
а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны (то есть того государства, где лицо задержано);
б) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию (здесь важный момент: если по законодательству того государства, где лицо задержано, истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности, то лицо не может быть выдано).
в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу,
вступившее в законную силу (то есть если за совершение этого же преступления лицо уже было осуждено тем государством, где оно задержано, то лицо не может быть выдано);
г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
В случае отказа в выдаче запрашивающая Договаривающаяся Сторона должна быть информирована об основаниях отказа.
Если вышеуказанных препятствий нет, то вероятнее всего в случае задержания после проверки всех документов, направленных белорусскими правоохранительными органами (если в документах нет никаких недостатков), лицо будет заключено под стражу и впоследствии выдано Республике Беларусь.
На практике ситуация в целом следующая: Российская Федерация выдает граждан Республики Беларусь практически без проблем и весьма быстро (средний срок экстрадиции после задержания – 3-4 месяца). Тем самым крайне не рекомендуется находиться на территории Российской Федерации, поскольку в случае задержания вероятность экстрадиции высока. Но если обвиняемый получит гражданство Российской Федерации, то его не выдадут, так как Российская Федерация ни при каких обстоятельствах никому не выдает своих граждан. Но при этом получить гражданство вряд ли возможно, если обвиняемый уже находится в розыске.
В отношении Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Грузии ситуация в целом аналогична: если в документах нет недостатков, то лицо вероятнее всего будет экстрадировано, но всё зависит от конкретной ситуации.
Что касается Украины: в целом Украина также может экстрадировать лицо, однако есть особенность. В Украине можно получить политическое убежище, то есть статус беженца, мотивируя это причинами политического характера (несогласие с действующей политикой в Беларуси, преследования по политическим мотивам со стороны правоохранительных органов и спецслужб, членство в оппозиционных партиях и их финансирование, участие в политических митингах и т.п.). Порядок получения данного удостоверения и все вопросы по данному поводу необходимо обсуждать с украинским адвокатом, соответствующие документы необходимо подавать в украинскую миграционную службу.
При получении обвиняемым в Украине статуса беженца и соответствующего удостоверения, вероятнее всего обвиняемый не будет экстрадирован в Республику Беларусь, так как у компетентных украинских органов будут основания считать, что уголовное преследование обвиняемого осуществляется за его политические убеждения, вследствие чего является необъективным. Кроме того, беженцы по украинскому законодательству не подлежат экстрадиции. На практике это реально работает (имеются конкретные случаи): обвиняемый был задержан на территории Украины, однако у него к тому времени уже было удостоверение беженца. В итоге в экстрадиции
отказали, обвиняемого отпустили, он живет в Украине уже 12 лет и белорусские органы ничего не могут сделать для его выдачи, хотя уголовное дело находилось на личном контроле Президента Республики Беларусь.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 (так называемая «Кишиневская Конвенция»).
На сегодняшний день участниками вышеуказанной Конвенции являются: Республика Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызская Республика и Таджикистан (для этих стран конвенция вступила в силу).
Соответственно если обвиняемый задержан на территории одного из вышеперечисленных государств, то вопрос о выдаче решается в соответствии с Конвенцией от 07.10.2002.
В соответствии с ч.2 ст.66 Конвенции выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по внутреннему законодательству запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются уголовно наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое (то есть необходимо, чтобы совершенное преступление было предусмотрено как в Уголовном кодексе Республики Беларусь, так и в уголовном законодательстве того государства, на территории которого лицо задержано).
В соответствии со ст.89 Конвенции выдача не производится, если:
а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны (то есть того государства, где лицо задержано);
б) на момент получения запроса о выдаче уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию (если по законодательству того государства, где лицо задержано, истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности, то лицо не может быть выдано);
в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор, вступивший в законную силу, или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении производства по делу;
г) деяние, в связи с которым запрашивается выдача, в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется только в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего);
д) выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
е) имеются веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с преследованием лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений (то есть если будут основания полагать, что Вас преследуют по политическим причинам, то в выдаче могут отказать);
ж) деяние, в связи с которым запрашивается выдача, относится по законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны к воинским преступлениям, не являющимся преступлениями в соответствии с обычным уголовным правом;
з) лицо, выдача которого запрашивается, было ранее выдано запрашиваемой Договаривающейся Стороне третьим государством и согласие этого государства на выдачу не получено;
и) лицу, выдача которого запрашивается, предоставлено убежище на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны (то есть если обвиняемый получит политическое либо иное законное убежище, то его не выдадут);
к) имеются иные основания, предусмотренные в международном договоре, участниками которого являются запрашивающая и запрашиваемая Договаривающиеся Стороны.
2. В выдаче может быть отказано, если деяние, в связи с которым запрашивается выдача, совершено на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
3. В случае отказа в выдаче запрашивающая Договаривающаяся Сторона должна быть информирована об основаниях отказа в течение 10 дней с момента принятия решения об этом.
Таким образом, в случае задержания на территории одного из вышеперечисленных государств, которые являются участниками Конвенции от 07.10.2002, вопрос о выдаче с высокой долей вероятности будет решен положительно. Но если обвиняемый получит политическое убежище, то в выдаче может быть отказано на основании пункта «и» ст.89 Конвенции. Вопросы по получению политического убежища и статуса беженца необходимо решать с местными адвокатами, так как в каждом государстве своя специфика в законодательстве и правоприменительной практике.
В любом случае получение политического убежища в любом государстве является способом избежать экстрадиции. Но в то же время необходимо иметь в виду, что экстрадиция в принципе возможна и в этом случае, то есть наличие политического убежища не дает полной гарантии того, что обвиняемый не будет экстрадирован – принятие окончательного решения зависит от компетентных органов государства, решение принимается индивидуально в рамках каждого дела.
3. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Во взаимоотношениях с Литовской Республикой применяется вышеуказанный договор. В нем предусмотрена обязанность сторон выдавать лиц для привлечения к уголовной ответственности, предусмотрены правила экстрадиции и основания для отказа в выдаче.
В соответствии со ст.64 Конвенции выдача не имеет места, если:
1. Лицо, относительно которого направлена просьба о выдаче, является гражданином вызываемой Договаривающейся Стороны или лицом, которому в этом государстве дано право убежища.
2. Уголовное преследование в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон возбуждается только по частной жалобе потерпевшего.
3. На момент получения просьбы уголовное преследование в соответствии с законодательством вызываемой Договаривающейся Стороны не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение в результате окончания срока давности или на ином законном основании.
4. Относительно лица, о выдаче которого направлена просьба, на территории вызываемой Договаривающейся Стороны за то же преступление были вынесены вступивший в законную силу приговор или постановление о прекращении исполнения по делу, законность которого проверена компетентными учреждениями.
5. Преступление, в связи с которым направлена просьба о выдаче, совершено на территории вызываемой Договаривающейся Стороны.
При отказе в выдаче вызываемая Договаривающаяся Сторона сообщает вызывающей Договаривающейся Стороне основания отказа выполнить ее ходатайства.
В настоящее время во взаимоотношениях между Литвой и Республикой Беларусь имеют место затруднения, связанные с разногласиями в политической сфере. То есть на практике Литва всё чаще отказывает в исполнении поручений правоохранительных органов Республики Беларусь и в экстрадиции граждан в связи с возможностью их преследования по политическим причинам. При этом в официальных документах используется формулировка о том, что исполнение поручения может нанести вред национальной безопасности Литвы.
Таким образом, при обращении в компетентные органы Литвы за получением политического убежища такое убежище и соответственно удостоверение беженца может быть предоставлено, в связи с чем при нахождении на территории Литвы обвиняемый вероятнее всего не будет экстрадирован. Но необходимо учитывать, что если лицо обвиняется в убийстве, изнасиловании, отмывании денег, торговле людьми или ином подобном тяжком (особо тяжком) преступлении, в котором нет абсолютно никакой политической составляющей, то в предоставлении удостоверения беженца могут отказать, то есть всё решается индивидуально и зависит от иностранных компетентных органов. В указанной части необходимо консультироваться с местными адвокатами.
4. Существуют также отдельные договоры Республики Беларусь с Кипром, Польшей, Венгрией, Турцией, Ливаном и другими государствами. В них правила экстрадиции в целом схожи с вышеуказанными.
Если международный договор между Республикой Беларусь и иностранным государством отсутствует, то применяется принцип взаимности.
Указанный принцип подразумевает направление правоохранительным органом Республики Беларусь в государство, на территории которого
установлено местонахождение обвиняемого, просьбы о выдаче. В этой просьбе описываются обстоятельства совершенного преступления и выражается просьба об экстрадиции обвиняемого. При этом необходимо, чтобы не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, уголовное преследование не было обусловлено политическими причинами, преследованием по мотивам расовой, национальной принадлежности, вероисповедания и т.п.
На практике выдача лица на основе принципа взаимности решается иностранными государствами по-разному, в частности:
1. Канада (насколько нам известно) ни разу не выдала в Республику Беларусь обвиняемого. Как правило, Канада вообще не отвечает на просьбы о выдаче либо, если и отвечает, то сообщает о том, что выдача невозможна в связи с отсутствием двустороннего договора о правовой помощи. Кроме того, Канада предъявляет крайне специфические требования к составляемой просьбе об оказании правовой помощи, требует предоставления большого количества процессуальных документов по делу с переводом на английский или французский язык. Выполнение всех указанных требований для белорусских правоохранительных органов крайне затруднительно.
Обвиняемые получают в Канаде вид на жительство либо удостоверение беженца, то есть вполне можно в Канаде легально находиться и вероятнее всего в выдаче будет отказано. При получении гражданства Канады в выдаче обвиняемого будет отказано, так как Канада не выдает своих граждан.
2. США также не выдают Республике Беларусь обвиняемых ввиду отсутствия соответствующего договора о правовой помощи. При этом аналогичным образом в США можно получить официальные документы на проживание, обосновывая необходимость проживания в США тем, что в Республике Беларусь преследуют по политическим мотивам либо по мотивам национальной принадлежности, вероисповедания и т.п. Следует иметь в виду, что если в США будут предоставлены достаточные доказательства того, что обвиняемый совершил преступление, которое явно его дискредитирует (то есть убийство, сбыт наркотиков и т.п.), США могут депортировать данное лицо. То есть вместо экстрадиции может быть применена депортация, и в итоге обвиняемый будет задержан на территории того государства, гражданином которого является. Аналогичная возможность может иметь место и в других государствах.
3. Швеция ни разу не выдала ни одного обвиняемого, то есть пребывание в Швеции и получение официальных документов на проживание, а также политического убежища позволят с высокой вероятностью избежать экстрадиции, но в то же время вопрос о выдаче конкретного обвиняемого решается индивидуально и зависит от местных компетентных органов.
4. Страны – члены ЕС (Германия, Франция, Испания и другие) на практике часто отказывают в выдаче, если обвиняемый ссылается на то, что в Республике Беларусь его преследуют по мотивам расовой, национальной, религиозной принадлежности или по политическим причинам. Но в целом выдача возможна, имела место экстрадиция из Испании, Португалии, Болгарии. В общем плане страны-члены ЕС вопрос о выдаче обвиняемого решают в
каждом случае индивидуально, на практике имела место как выдача обвиняемого для привлечения к ответственности, так и отказ в выдаче, при этом в ряде случаев вообще ничем не мотивировался.
5. Эквадор тоже не выдает обвиняемых, если обвиняемый ссылается на вышеуказанные обстоятельства политического характера (есть пример в практике).
Общий вывод и при наличии международного договора, и по принципу взаимности: в каждом конкретном случае вопрос о выдаче решается индивидуально. Устанавливается, является ли деяние, в совершении которого предъявлено обвинение, преступным по законодательству государства, где лицо задержано; не истекли ли сроки привлечения к уголовной ответственности (при этом в данном иностранном государстве эти сроки могут быть короче, чем в Беларуси); не связано ли преследование по мотивам расовой, национальной, религиозной принадлежности или по политическим причинам; проверяются представленные документы по выдаче обвиняемого.
В каждом конкретном случае вопрос о выдаче может быть решен по-разному и конкретной закономерности нет. В одном и том же государстве по двум практически аналогичным делам вопрос об экстрадиции может быть решен по-разному.
Нет списка государств, которые вообще не выдают и нет списка государств, которые в любом случае выдадут. То есть необходимо в каждом конкретном случае учитывать все вышеуказанные обстоятельства.
Для получения для себя наиболее серьезных гарантий того, что в выдаче будет отказано, целесообразно обратиться в компетентные органы государства с просьбой признать политическим беженцем. Необходимо принципиально настаивать и заверять, что в Беларуси обвиняемого преследуют за его политические убеждения, членство в оппозиционных партиях, участие в митингах против действующей власти, финансирование оппозиции и т.п. Если будет выдано удостоверение беженца, то с высокой долей вероятности можно на протяжении длительного периода легально находиться на территории данного государства и не опасаться выдачи.
После определенного периода нахождения можно получить гражданство данного государства, после чего экстрадиция станет невозможной (своих граждан государства не выдают).
Также следует отметить, что при наличии соответствующих оснований в просьбах о выдаче правоохранительные органы ссылаются на Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003. Это весьма серьезный документ, поскольку при совершении преступления, которое в соответствии с данной Конвенцией относится к коррупционным, иностранное государство обязано выдать обвиняемого. То есть если совершенное преступление подпадает под понятие коррупционного, то вероятность выдачи весьма высока в любом государстве.
Отзывы о нашей работе
Наши адвокаты по уголовным делам
Маслов Евгений Дмитриевич
Стаж работы в адвокатуре Республики Беларусь и Российской Федерации с 2010 года.
Подробнее »Гашинский Антон Владимирович
Стаж работы в адвокатуре с 2003 года, адвокатом в Беларуси – с 2004 по 2021 год, адвокатом в России - с 2021 года
Подробнее »Записаться на консультацию
Просто оставьте номер и в течение 10-минут Вам перезвонят, чтобы назначить дату консультации.