Взыскатель или должник могут обжаловать постановление судебного исполнителя, а также его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа. Обжалование производится в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа (ч. 1 ст. 124 Закона «Об исполнительном производстве»).

Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением - в суд (ч. 1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

Жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, а также на постановления руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения (ч. 1 ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

Жалобы (протесты) на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении (ч. 2 ст. 127 Закона об исполнительном производстве).

Жалобы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 126 Закона об исполнительном производстве. При этом в жалобе должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление или действия (бездействие), к ней прилагается документ, подтверждающий направление копии жалобы судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), и другой стороне исполнительного производства, или иные документы, подтверждающие их направление, а также копия обжалуемого постановления, вынесенного судебным исполнителем и полученного взыскателем или должником. Руководитель органа принудительного исполнения возвращает жалобу (протест) без рассмотрения, если, в частности, не соблюдены ее форма и содержание (ч. 2, 5 ст. 126, абз. 3 ч. 1 ст. 129 Закона об исполнительном производстве).

Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение 10 дней со дня их поступления (ч. 1 ст. 130 Закона об исполнительном производстве).

В случае признания жалобы (протеста) обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:

  • отменить полностью или частично обжалованные (опротестованные) постановления;
  • отменить обжалованные (опротестованные) постановления и обязать судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), принять новое решение в соответствии с законодательством;
  • отменить обжалованные (опротестованные) постановления и принять новое решение;
  • признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений (ч. 2 ст. 131 Закона об исполнительном производстве).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения выносит постановление, которое подлежит исполнению судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), в установленный срок (ч. 3, 4 ст. 131 Закона об исполнительном производстве).

В практике наших адвокатов имеется опыт работы по описанной категории дел. Так, в жалобе суду К. указала, что 30.10.2017 судебным исполнителем ОПИ района Г. было вынесено постановление о задержании и принудительной отбуксировке арестованного транспортного средства должника. Постановление считает незаконным. Основанием для принудительного задержания транспортного средства является невозможность установить место его нахождения. Она осуществляет эксплуатацию автомобиля и не скрывает его от судебного исполнителя.

Исполнительный документ, выданный по решению суда о разделе совместно нажитого имущества, заявитель исполняет, вносит денежные средства взыскателю. Принятые ограничительные меры препятствуют заявителю в реализации прав собственника и лишают возможности пользоваться автомобилем, который передан ей по решению суда. Задержанию и принудительной отбуксировке подлежат арестованные транспортные средства, однако автомобиль не арестовывался и оснований для ареста не имеется.

В связи с незаконностью постановления судебного исполнителя подала жалобу на имя главного судебного исполнителя ОПИ района. С его ответом от 26.06.2018 не согласна. Просила признать жалобу обоснованной, отменить постановление судебного исполнителя ОПИ района от 30.10.2017 о задержании, принудительной отбуксировке и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства.

Определением судьи районного суда от 30 июля 2018 г. в возбуждении гражданского дела по жалобе К. отказано в связи с несоблюдением заявителем установленного для данной категории дел порядка предварительного внесудебного разрешения дела. В частной жалобе К. просит определение судьи отменить как незаконное, поскольку установленный законом порядок предварительного внесудебного разрешения дела ею соблюден.

Проверив материалы дела, выслушав К., ее представителя, изучив доводы частной жалобы, судья считает, что определение подлежит отмене исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 360-3 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) в случае несогласия с постановлениями руководителя органа принудительного исполнения или вышестоящего руководителя органа принудительного исполнения, вынесенными по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на такие постановления, действия (бездействие), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Жалобы (протесты) могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 Закона Республики Беларусь 24 октября 2016 г. N 439-З "Об исполнительном производстве" постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением - в суд.

Так, областным судом было отменено определение судьи районного суда от 30 июля 2019 года об отказе в возбуждении гражданского дела по жалобе К. на постановление судебного исполнителя. Суд отказал в возбуждении дела в связи с несоблюдением истцом установленного порядка предварительного внесудебного разрешения дела, при этом мотивировал принятое решение тем обстоятельством, что заявителем не представлена копия ответа начальника ОПИ района по результатам рассмотрения жалобы на постановление судебного исполнителя.

В интересах К. адвокатом адвокатского бюро была подготовлена частная жалоба. В жалобе было указано о том, что постановление судебного исполнителя ОПИ района было обжаловано К. руководителю органа принудительного исполнения, которым по результатам рассмотрения жалобы было принято решение, с которым она также не была согласна. Таким образом, из содержания жалобы усматривалось, что установленный законом порядок предварительного внесудебного разрешения дела заявителем был соблюден. Непредоставление суду копии решения руководителя органа принудительного исполнения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление судебного исполнителя, основанием к отказу в возбуждении гражданского дела является неправомерным.