СОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ (СТ. 371-1 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Согласно статистическим данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, за 6 месяцев 2018 года иностранцы въезжали и выезжали из Республики Беларусь 2,13 млн. и 2,27 млн. раз соответственно. Наибольшее количество Государственную границу Беларуси пересекали граждане Украины, России, Литвы, Молдовы, Польши и Германии.

Основные цели въезда и пребывания иностранцев в Беларуси: гостевые, служебные, туризм, трудовая деятельность, а также транзитный проезд через территорию республики.

Несмотря на высокий процент иностранных граждан, пребывающих в Республике Беларусь на законных основаниях, имеют место случаи нарушения законодательства в данной области и, как следствие, применение сотрудниками органов внутренних дел широкого спектра мер принуждения к нарушителям: отказ во въезде, сокращение сроков пребывания, высылка, депортация из Республики Беларусь и привлечения к уголовной ответственности за нарушение срока запрета въезда или незаконное пересечение Государственной границы.

Напомним основные правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь:

* зарегистрироваться в течение 5 суток в органе регистрации (Министерство иностранных дел, орган внутренних дел, гостиница, санаторно-курортная или оздоровительная организация, субъект агроэкотуризма по месту фактического временного пребывания)

* основание для регистрации: заявление или письменное ходатайство принимающей организации.

Исключение (список неисчерпывающий):

* иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций, Международной организацией уголовной полиции - Интерполом;

* иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь на выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, и (или) на срок до пяти суток в обычные дни, если их выезд из Республики Беларусь будет осуществлен в течение этих дней (суток);

* граждане Российской Федерации (освобождаются от регистрации в течение 90 дней со дня въезда)

* граждане Литовской Республики, Латвийской Республики, Украины и Республики Казахстан (освобождаются от регистрации в течение 30 дней со дня въезда)

ВАЖНО: при смене места жительства иностранец обязан в течение 5 суток зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту проживания.

Документы, необходимые для регистрации иностранцев, временно пребывающих в Республике Беларусь:

* заявление;

* миграционная карта с отметкой сотрудника органа пограничной службы о въезде иностранца в Республику Беларусь (далее – миграционная карта) (за исключением иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде в Республику Беларусь и иностранцев, обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь);

* паспорт или иной документ для выезда за границу

* страховой полис медицинского страхования для иностранных граждан и лиц без гражданства,

* документ, подтверждающий внесение платы.

Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность за совершение таких преступлений против законности миграции в пределах Республики Беларусь, как незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 371 УК), организация незаконной миграции (ст. 371-1 УК), нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь (ст. 371-2).

 

В отношении Марины С. – клиента адвоката Гашинского А.В. было возбуждено уголовное дело по ст. 371-11 УК Республики Беларусь.

Незаконная миграция - это совершенные с нарушением законодательства Республики Беларусь въезд в страну, пребывание на ее территории, транзитный проезд через территорию государства или выезд за пределы республики. Например, незаконная миграция может выражаться во въезде иностранного гражданина на территорию Республики Беларусь по недействительным документам, без визы, при отсутствии миграционной карты, паспорта несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания и др.

Совершение преступления, предусмотренного ст. 371-1 УК Республики Беларусь состоит в:

* организации незаконной миграции;

* руководстве незаконной миграцией;

* содействии деятельности по осуществлению незаконной миграции.

Марина С. подозревалась в том, что она знала о незаконном нахождении на территории Республики Беларусь гражданина Республики Узбекистан К., в период с 10.06.2018 по 13.09.2018 и организовала содействие по его незаконному пребыванию на территории Республики Беларусь по адресу: г. Минск, ул. А., 43-102. Содействие выражалось в даче советов, указаний, укрывательстве К. во

время пребывания на территории Республики Беларусь, а также материальном обеспечении К.

Сотрудники ОГиМ Заводского района г. Минска привлекли К. к административной ответственности за то, что в период с 10.06.2018 по 13.09.2018 он проживал по адресу: г. Минск, ул. А. 43-102 без регистрации и на основании ч.6 ст.23.55 КоАП Республики Беларусь К. был подвергнут административному взысканию в виде депортации.

Однако постановлением судьи суда Заводского района г. Минска указанное решение было отменено и К. привлечен к административной ответственности за то, что проживал по адресу: г. Минск, ул. А. 43-102 без регистрации в период времени с 01.09.2018 по 13.09.2018 и депортирован в принудительном порядке из Республики Беларусь с запретом въезда в страну сроком на один год.

Таким образом, установленный период незаконного нахождения К. на территории Республики Беларусь существенно сокращен.

В период с 01.09.2018 по 13.09.2018 Марина С. и К. не общались. Находился ли в действительности К. в указанный период на территории Республики Беларусь (в том числе непрерывно более 5-ти суток), ей неизвестно.

В материалах дела об административном правонарушении в отношении К. отсутствуют доказательства, которые бы подтверждали его непрерывное нахождение на территории Республики Беларусь в период с 01.09.2018 по 13.09.2018.

Виновность К. в совершении административного правонарушения сотрудники ОГиМа Заводского района обосновали тем, что в период с 01.09.2018 по 13.09.2018 осуществлялись телефонные разговоры с использованием абонентского номера мобильной связи +37529 000-00-00, находившегося в пользовании К.

Также имеются показания Александра Н., согласно которым Александр Н. в период с 01.09.2018 по 13.09.2018 неоднократно видел К. в подъезде дома №43 по ул. А. в г. Минске. Но такие показания не могут служить подтверждением непрерывности нахождения К. на территории Республики Беларусь в вышеуказанный период, поскольку Александр Н. не смог назвать точные даты, когда он видел К., а также не смог конкретизировать, видел ли он К. ежедневно.

Более того, установлено, что по состоянию на 11.09.2018 К. находился на территории г. Москвы, что подтверждается договором купли-продажи от 11.09.2018 между К. и ИП Ивановым И.И.

Адвокат Гашинский А.В. подал жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Марины С., изложив ситуацию следующим образом:

К. - соучредитель и директор ООО «К.», зарегистрированного на территории Республики Беларусь и осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность в сфере розничной торговли одеждой. В апреле 2018 г. Марина С. и ООО «К.», в лице директора К., заключили договор, согласно которому, Марина С. оказывала ООО «К.» услуги в сфере бухгалтерского учета и отчетности, за что правомерно получала материальное вознаграждение в размере 400 белорусских рублей в месяц.

По просьбе К. Марина С. единожды перечислила денежные средства в сумме 5 белорусских рублей на некий абонентский номер мобильной связи. Указанные денежные средства К. ей возвратил. Кроме указанного случая, К. не получал от Марины С. каких-либо денежных средств.

К. обращался к Марине С. с просьбами зарегистрировать его по адресу ее проживания, в чем она отказывала ввиду того, что не хотела сожительствовать с К. Марина С. и К. никогда не проживали совместно и ей неизвестно, по каким именно адресам на территории Республики Беларусь проживал К.

О фактах нарушения К. законодательства Республики Беларусь в области временного пребывания иностранных граждан Марине С. неизвестно, поскольку К. никогда не рассказывал ей о том, зарегистрирован ли он где-либо, лично ее подобные вопросы вообще не интересовали.

К квартире №102 дома №43 по ул. А. в г. Минске Марина К. никакого отношения не имеет, никогда в указанной квартире не находилась. Кто является собственником или нанимателем указанной квартиры, а также какие лица в ней фактически проживают, ей неизвестно. Проживал ли в вышеназванной квартире К., она пояснить не может.

Предварительное расследование по уголовному делу в отношении Марины С. было прекращено, так как в её действиях отсутствует состав преступления.

Наиболее эффективной юридическая помощь адвоката оказывается именно на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, поскольку орган, ведущий уголовный процесс, ещё не собрал достаточных доказательств по делу, а подозреваемый/обвиняемый не успел допустить ошибок при формировании своей линии защиты.

Отзывы о нашей работе

Наши адвокаты по уголовным делам

Адвокат МКА "СБ"

Маслов Евгений Дмитриевич

Стаж работы в адвокатуре Республики Беларусь и Российской Федерации с 2010 года.

Подробнее »
Адвокат МКА "СБ"

Гашинский Антон Владимирович

Стаж работы в адвокатуре с 2003 года, адвокатом в Беларуси – с 2004 по 2021 год, адвокатом в России - с 2021 года

Подробнее »

Записаться на консультацию

Просто оставьте номер и в течение 10-минут Вам перезвонят, чтобы назначить дату консультации.