НАПРАВЛЕНИЕ В ЛТП: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК, СОКРАЩЕНИЕ СРОКА НАХОЖДЕНИЯ В ЛТП

 

Статья подготовлена с использованием

правовых актов по состоянию

на 15 января 2021 г.

Адвокат Гашинский Антон Владимирович

 

 

 

 

 

Правовое регулирование:

1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

2. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

3. Правила внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утв. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 09.10.2007 г. № 264.

4. Инструкция о порядке работы специальной медицинской комиссии организации здравоохранения, оказывающей наркологическую помощь, по проведению медицинского освидетельствования лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории, утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.05.2020 г. № 50.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2005 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан».

 

Что такое лечебно-трудовой профилакторий?

Лечебно-трудовой профилакторий (далее – ЛТП) – организация, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни.

 

Кого могут направить в ЛТП?

3 категории граждан могут быть направлены в ЛТП:

1. граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Для признания гражданина больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и направления его в ЛТП необходимо соблюдение условий:

1. привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в течение года 3 и более раза;

2. вынесение предупреждения о возможности направления в ЛТП;

3. привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в течение года после объявления предупреждения;

4. медицинское освидетельствование, которое проводится в целях подтверждения наличия либо отсутствия у него заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.

5. подача заявления в суд о направлении гражданина в ЛТП.

2. граждане, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Для направления гражданина, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в ЛТП необходимо:

1. нарушение им трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

2. вынесение предупреждения о возможности направления в ЛТП;

3. нарушение трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после объявления предупреждения;

4 медицинское освидетельствование, которое проводится в целях установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в лечебно-трудовом профилактории.

5. подача заявления в суд о направлении гражданина в ЛТП.

3. трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни.

Трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, - это трудоспособные неработающие граждане, в отношении которых установлен превентивный надзор, либо осуществляется профилактическое наблюдение либо профилактический учет и которые два и более раза в течение года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Для направления трудоспособного неработающего гражданина, ведущего асоциальный образ жизни, в ЛТП необходимо:

1. привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ 2 или более раза в течение года;

2. вынесение предупреждения о возможности направления в ЛТП;

3. привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в течение года после объявления предупреждения;

4. принятие решения о необходимости направления в ЛТП постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией);

5. подача заявления в суд о направлении гражданина в ЛТП.

 

Как рассматривают дело о направлении гражданина в ЛТП?

Заявление о направлении гражданина в ЛТП подается в суд органом внутренних дел, которое рассматривается судом в течение 10 дней со дня его поступления с обязательным участием представителя органа внутренних дел, гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом.

Рассмотрев заявление о направлении гражданина в ЛТП по существу, суд выносит мотивированное решение о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий или об отказе в направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

В решении суда о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий указывается срок его нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

 

Срок нахождения гражданина в ЛТП:

Гражданин может быть направлен судом в ЛТП на срок 12 месяцев.

Гражданин, направляемый в ЛТП в 3 и более раз, может быть направлен судом в ЛТП на срок 24 месяца.

Законом предусмотрено продление (до 6 месяцев) и сокращение (до 6 месяцев) срока нахождения в ЛТП.

 

Помощь адвоката по делам, связанным с направлением в ЛТП.

1. обжаловать постановления о привлечении к административной ответственности.

2. обжаловать предупреждение о возможности направления в ЛТП.

3. обжаловать решения суда о направлении в ЛТП.

4. подготовить мотивированное ходатайство о сокращении срока пребывания гражданина в ЛТП (сократить срок пребывания в ЛТП).

 

Пример из практики адвоката по ЛТП Гашинского Антона Владимировича, который подал жалобу в интересах гражданина В. на решение районного суда о его направлении в ЛТП.

Решением от 28 апреля 2020 года районный суд удовлетворил заявление УВД администрации района о направлении гражданина В. в ЛТП. В жалобе в интересах В. адвокат просил отменить состоявшееся по делу решение и отказать органу внутренних дел в удовлетворении заявления о направлении гражданина В. в ЛТП.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда решение было отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявления органа внутренних дел о направлении В. в ЛТП.

Решение было отменено по следующим обстоятельствам. Так, судом не принято во внимание, что первичное медицинское освидетельствование В. было проведено с существенным нарушением требований законодательства: медицинское освидетельствование В. проведено в октябре 2019 года комиссией в неполном составе: вместо комиссии из пяти человек в составе врача-нарколога (председателя комиссии), врача-невролога, врача-терапевта, секретаря комиссии и медицинского регистратора гражданин В. был освидетельствован комиссией только из трех врачей (психиатров-наркологов). Указанное свидетельствует о нарушении установленной законодательством процедуры медицинского освидетельствования лица, подлежащего направлению в ЛТП, что повлекло отмену решения о направлении его в ЛТП.