Зарегистрированный в установленном порядке товарный знак служит важнейшим средством обозначения и идентификации товаров, работ, услуг.
Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак, может распоряжаться этим исключительным правом, а также вправе запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения его владельца.
При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров зачастую имеют место нарушения прав правообладателей, выражающиеся в помещении товаров, маркируемых товарными знаками, под таможенные процедуры неуполномоченными импортерами, то есть организациями и индивидуальными предпринимателями, не имеющими разрешения правообладателя на использование товарного знака (в том числе на ввоз в Республику Беларусь товаров, содержащих товарный знак).
В законодательстве Республики Беларусь предусмотрены основания и порядок принятия таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, то есть по сути правовой механизм защиты прав правообладателей (в том числе владельцев товарных знаков) при ввозе на территорию Республики Беларусь контрафактных товаров. Под контрафактными в рассматриваемом случае следует понимать товары, вводимые в гражданский оборот с использованием товарного знака без согласия правообладателя, а также поддельные товары.
Сущность вышеуказанных защитных мер в общем плане заключается в том, что на основании заявления правообладателя либо его представителя при соблюдении требований и условий, предусмотренных законодательством, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь производит регистрацию товарного знака в национальном таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, после чего осуществлять ввоз в Республику Беларусь товаров, содержащих зарегистрированный товарный знак, вправе только лица, уполномоченные правообладателем. При помещении неуполномоченным импортером товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления срок выпуска таких товаров (а по сути их ввоз и введение в оборот на территории Республики Беларусь) приостанавливается на 10 рабочих дней.
В течение указанного периода правообладатель либо его представитель с целью защиты прав на объект интеллектуальной собственности вправе обратиться в соответствующий таможенный орган Республики Беларусь с заявлением о привлечении неуполномоченного импортера к административной ответственности по ч.3 ст.9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности). По своему усмотрению правообладатель также вправе разрешить ввоз товаров в Республику Беларусь неуполномоченным импортером в случае, к примеру, если количество ввозимых товаров незначительно либо ввоз товаров существенным образом не повлияет на результаты деятельности правообладателя.
Следует отметить, что за совершение вышеуказанного административного правонарушения предусмотрена весьма строгая административная ответственность. Так, на основании санкции ч.3 ст.9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от ста до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации.
Тем самым очевидно, что привлечение нарушителя прав правообладателя к административной ответственности может послужить эффективной превентивной мерой для недопущения совершения аналогичных правонарушений иными лицами.
Наши адвокаты и партнеры имеют положительный опыт оказания юридической помощи в регистрации товарных знаков иностранных компаний в национальном таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности и дальнейшей защите прав правообладателей.
Наши адвокаты выступят Вашими представителями как на стадии подачи в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявления о принятии таможенными органами мер по защите прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, так и на последующих этапах защиты прав, в том числе при страховании ответственности правообладателя, необходимости внесения изменений и дополнений в реестр, инициирования административного процесса и участия в нем, деловой переписки с таможенными органами по вопросам защиты прав.