• г. Минск, ул. Могилевская 20 - 2
  • Все контакты »

«Наш клиент всегда прав»

+375 29 693 02 22
+375 33 699 02 22
+375 17 399 79 62
+375 17 399 79 60 факс

СУД ОТМЕНИЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТДЕЛА ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ О ВЫСЫЛКЕ ГРАЖДАНКИ УКРАИНЫ

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь регулируется 2 основными нормативными правовыми актами:

  • Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
  • Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь можно условно разделить на 3 категории:

  1. временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году;
  2. временно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  3. постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

Временное пребывание, временное или постоянное проживание на территории Республики Беларусь на законных основаниях не исключает возможности применения принудительных мер по выдворению за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.

Принудительными мерами по выдворению за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства являются высылка и депортация. Кроме того, существуют основания для отказа во въезде на территорию Республики Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Высылка и депортация являются схожими понятиями, из-за чего в практической деятельности возникает их смешение.

Депортация применяется только в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства совершают правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП Республики Беларусь) и в нём прямо предусмотрена депортация как мера ответственности за совершённое деяние (например, незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь).

Высылка же применяется по основаниям, содержащимся в Законе Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». К основаниям для высылки относят интересы национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и т.п.

Указанные в Законе Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» основания для высылки являются чересчур общими и высылка иностранного гражданина или лица без гражданства по тому или иному основанию требует грамотной мотивировки.

На практике зачастую встречаются случаи, когда высылка в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства применяется необоснованно, нарушаются права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Именно поэтому иностранные граждане и лица без гражданства являются уязвимой категорией лиц, находящихся на территории Республики Беларусь. Для разграничения высылки и депортации, разъяснения постановлений о высылке или депортации, подготовки оснований для обжалования постановлений о высылке или депортации, защиты прав и интересов иностранного гражданина или лица без гражданства необходимо обратиться за юридической помощью к адвокату.

Гражданка Украины Наталья З. зимой 2019 года совершила правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 КоАП Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения). На основании положений ст. 65 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь, к Наталье З. была применена высылка с запретом на въезд на территорию Республики Беларусь сроком на 6 месяцев.

Решение о высылке Натальи З. было принято ОГИМ Фрунзенского района г. Минска 05.03.2019, после чего она обратилась за юридической помощью в адвокатское бюро «Маслов, Гашинский и партнёры». Изучив обстоятельства дела, постановление о высылке, основания для высылки, адвокат Маслов Евгений Дмитриевич подготовил жалобу на постановление о высылке Натальи З.

В жалобе адвокат Маслов Е.Д. указал на неправомерность принятого в отношении Натальи З. решения, поскольку не был учтён ряд обстоятельств:

  1. Наталья З. состоит в зарегистрированном браке с Андреем С. – гражданином Республики Беларусь. От брака они имеют несовершеннолетнюю дочь Екатерину С;
  2. семья Натальи З. проживает в квартире, расположенной в г. Минске. Указанная квартира принадлежит Наталье З. на праве собственности;
  3. дочь Натальи З. обучается в г. Минске в школе, посещает различные секции и кружки. В период длительных командировок мужа Натальи З., только она занимается воспитанием и развитием ребёнка. Переезд же ребенка в другую страну в середине учебного года, с отрывом от друзей и вида деятельности может негативно сказаться как на физическом, так и на психологическом состоянии дочери Натальи З.
  4. Наталья З. не привлекалась к уголовной ответственности;
  5. Наталья З. не имеет задолженностей перед республиканским или местными бюджетами;
  6. высылка Натальи З. нарушает право их с супругом и дочерью право на воссоединение семьи.

Жалоба на постановление ОГИМ Фрунзенского района г. Минска направляется в вышестоящий орган – ГУВД Мингорисполкома. Рассмотрев жалобу адвоката Маслова Е.Д., в удовлетворении жалобы было отказано.

Для дальнейшего обжалования решения о высылке, необходимо было обратиться в суд. Суд Фрунзенского района г. Минска рассмотрел жалобу адвоката Маслова Е.Д. на постановление о высылке Натальи З. и принял решение об отмене постановления ОГИМ Фрунзенского района г. Минска. В решении суд указал, что согласно ст. 65 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации.

Данная правовая норма является альтернативной, то есть высылка к иностранному гражданину может быть применена, а может и не применяться с учетом обстоятельств, характеризующих личность и иных смягчающих вину обстоятельств. Оснований для высылки Натальи З. за пределы Республики Беларусь суд не усматривает.

Основания для обжалования решений о депортации или высылке разрабатываются адвокатом отдельно для каждого случая. При этом результат может быть достигнут не сразу: потребуется неоднократное обжалование в суд, с целью защиты прав и интересов иностранного гражданина или лица без гражданства.